Подбор и заказ запчастей, с 9:00 до 20:00

(044) 221-06-15 (050) 315-38-07

(067) 484-63-84 (093) 622-33-94

Найти запчасти просто

Вы можете осуществлять поиск по:

  • названию запчасти или названию запчасти и автомобиля. Например: "сайлентблок рычага" или "сайлентблок рычага на VW Passat";
  • артикулу запчасти или артикулу и бренду запчасти. Например: "p23119" или "p23119 Brembo";
  • оригинальному номеру запчасти, которая была установлена на автомобиль при производстве. Например: "1J0413031AM" или "1J0413031AM Audi".

Также кроме поиска необходимой вам детали, автоматически подбираются аналоги (заменители) той запчасти, которую вы ищете.

Например: колодки на пассат, P23119.
Корзина: 0 0 грн.

Smiley face
Одним из факторов безопасности на дороге являются полностью исправные тормоза, о которых не думаешь, пока они нормально работают.

 

Назначение и принцип работы тормозных колодок

Smiley face

Тормозные колодки в паре с диском являются той системой, которая обеспечивает перераспределение и гашение кинетической энергии автомобиля. Фрикционный материал колодок обладает высоким коэффициентом трения по отношению к металлу тормозного диска (барабана), за счет чего, собственно, и останавливается вращение колес. Как и тормозные диски, колодки играют важную роль в обеспечении безопасности как самого водителя и пассажиров автомобиля, так и других участников дорожного движения.
Независимо от конструкции тормоза (дисковый или барабанный), задача колодок – останавливать вращающийся тормозной диск за счет сильного трения при контакте. В дисковых тормозах колодки зажимают плоскость с двух сторон, в барабанных – прижимаются к окружности обода изнутри. В обоих случаях поверхность трения колодок покрыта материалом с высоким коэффициентом трения, рассчитанным по вязкости и твердости для оптимальных показателей износа диска и самих колодок, мягкости включения тормозов и степени сцепления с металлом.
Основная задача колодок – эффективно работать в любую погоду и при любых, даже неблагоприятных условиях. Самой сложной задачей для автомобильных тормозов можно считать работу в условиях высокой влажности: вода понижает коэффициент трения, как между колодками и дисками, так и между шинами и дорогой.

 

Виды тормозных колодок

На мощных и тяжелых автомобилях дисковые тормоза ставятся на все 4 колеса, но до недавнего времени выпускаемые машины оснащались барабанными тормозами, устанавливаемыми на задний мост. Преимущество барабанных тормозов – в меньшем износе и простоте изготовления, но есть и недостатки: низкая эффективность, из-за которой их не устанавливают на передний мост, и склонность к перегреву из-за закрытой конструкции.

Smiley face

Схема работы барабанных тормозов и колодки для них

Тормоза на переднем мосту несут нагрузку примерно в 2 раза больше, чем на заднем, и на передние колеса устанавливаются только дисковые тормоза – более эффективные, менее подверженные перегреву, но при этом и быстрей изнашивающиеся.

Smiley face

Схема работы дискового тормоза и колодки для него

 

Конструкция и материалы изготовления

Хорошая тормозная колодка имеет многослойную структуру, каждый из компонентов которой выполняет определенную функцию. Учитывая, что тормозная система должна быть не только эффективной, но и комфортной (для гражданских, не гоночных автомобилей), в структуре колодок присутствуют материалы, снижающие уровень шума во время работы. А для качественного сцепления рабочего слоя с металлическим основанием колодки служит специальный адгезивный материал.

Smiley face

Структура тормозной колодки. 1. Фрикционный слой.
2. Шумопоглощающий слой. 3. Адгезивный слой.
4. Стальная основа (несущая пластина). 5. Демпфер.

Наибольшую толщину имеет фрикционный слой – основная функциональная часть колодки. Поверх него многие производители наносят тонкий слой «притирочного» материала: когда колодка устанавливается не на новый диск, притирочный материал позволяет быстро подогнать поверхность колодки под неровности (выработку) диска и таким образом увеличить поверхность контакта.
От состава и свойств фрикционного слоя зависит и срок службы самой колодки, и изнашиваемость тормозного диска, и эффективность торможения. Многие производители разрабатывают и патентуют собственные рецептуры фрикционного материала, улучшающего те или иные потребительские качества. Как правило, это сложный сплав, содержащий 20 и более компонентов. Существовавшее до недавнего времени разделение материалов на асбестсодержащие и безасбестовые уже почти утратило актуальность: все серьезные производители придерживаются новых требований к безопасности материалов и не добавляют асбест в состав фрикционного слоя. Сегодня на рынке представлены 3 основных разновидности колодок: металлосодержащие, органические и керамические.
- Органические колодки – одни из самых распространенных на сегодняшний день. Основой фрикционного сплава служит углеродистый материал (чаще всего графит), к которому добавляются усилители трения и связующие компоненты: бронзовая стружка, кевлар, стекловолокно и различные полимеры, в том числе резину. Органические колодки требуют «докатки» для окончательного формирования рабочего слоя (постепенное повышение температуры). Это достаточно мягкий материал, обладающий низкой износоустойчивостью и чувствительный к попаданию влаги на поверхность трения.
- Металлосодержащие колодки содержат до 65% металлических включений (в основном меди или стали), улучшающих теплоотдачу. Такие колодки показывают отличные результаты при высоких температурах, но достаточно агрессивны к материалу тормозного диска.
- Керамические тормозные колодки сочетают в себе преимущества органики и металла: отлично выдерживают высокие температуры (вплоть до 900оС во время спортивных гонок), износостойкие, работают в условиях высокой влажности, щадящие к металлу дисков. Единственный их недостаток – высокая цена.

Smiley face

Органические, металлические и керамические тормозные колодки

При выборе тормозных колодок нужно учитывать, что установка профессиональных спортивных моделей на гражданские автомобили нецелесообразна: керамика показывает оптимальные результаты только при прогреве до температуры 200оС и выше, чего в городских условиях добиться довольно сложно. Поэтому при выборе колодок лучше ориентироваться не только на цену и материалы, но и на режим их эксплуатации и собственные потребности.

 

Стандарт ECE R90

На тормозных компонентах часто можно встретить маркировку соответствия стандарту ECE R90 (иногда записывается как R-90 или 90R). Что это за стандарт и почему он важен?
Прежде чем разбираться в этом вопросе, стоит вспомнить, что все автозапчасти, продаваемые на рынке, делятся на 3 категории:
- оригинальные (ОЕМ) – такие же, как ставятся с конвейера,
- неоригинальные или афтермаркет – от тех же поставщиков, что производят оригинальные запчасти, но поставляемые на рынок под брендом изготовителя,
- продукция для развивающихся стран, не идущая на европейский рынок.
За качеством оригинальных запчастей следит не только сам изготовитель, но и автоконцерн. Таким образом ОЕМ запчасти проходят двойную проверку, благодаря чему считаются (и являются) самым качественным товаром.
А вот качество брендовых (неоригинальных) запчастей до недавнего времени было только на совести самого производителя. И в 1999 году в Европе были приняты правила ECE R90 (правила Европейской Экономической Комиссии №90), в соответствии с которыми неоригинальные тормозные элементы должны соответствовать первичным требованиям автопроизводителя не менее чем на 85%. Продукция, не соответствующая стандарту ECE R90, не может продаваться на территории ЕС и в основном уходит в страны с менее строгими требованиями.
Таким образом, маркировку R90 можно считать своеобразным показателем достойного качества продукции.

Smiley face

Пример маркировки ЕСЕ R90 на тормозных колодках

 

Эксплуатация тормозных колодок

Тормозные колодки не требуют к себе особого внимания в процессе использования, если были выбраны в соответствии с характеристиками автомобиля и грамотно установлены на хорошем СТО.
Как правило, покупать колодки и диски лучше от одного производителя: в этом случае материал и размеры фрикционной пары будут идеально сбалансированы. Если же приобретается продукция разных изготовителей, нужно обращать внимание на соответствие габаритных размеров: колодки вместе с суппортом должны нормально размещаться внутри колесного диска и обеспечивать максимальную площадь прилегания к диску (пятно контакта).
Поскольку замена тормозных пар делается не одновременно (диск «ходит» в 2-3 раз дольше колодок), колодки, установленные на неновые диски, требуют «обкатки» примерно 100-200 км, в течение которых происходит подгонка поверхности колодки под рельеф поверхности диска.
Проверка состояния тормозов должна делаться регулярно: износ колодок зависит от стиля езды, состояния диска на момент их замены, качества самих колодок. В сервисных книжках рекомендуют проверять состояние колодок раз в год или 10 тыс. км, но гораздо целесообразней делать проверку дважды в год, при замене резины на зимнюю и летнюю. Для проверки износа колодок их не нужно даже снимать: на боковой части суппорта есть «окошко», позволяющее оценить толщину фрикционного слоя и степень износа.

Smiley face

Каждый производитель указывает максимально допустимый износ колодок, но в среднем это от 1,5 мм (для простых) до 3 мм (для моделей с адгезивным и шумопоглощающим слоем). При критическом износе есть риск, что остатки фрикционного материала просто развалятся в момент сильной нагрузки (при экстренном торможении), так что лучше не доводить тормоза до такого состояния.
Менее опасным, но тоже неприятным последствием износа колодок будет стирание тормозного диска: металлическое основание, на котором полностью сработался фрикционный слой, за короткое время пропахивает в диске глубокую борозду, делая его дальнейшую эксплуатацию невозможной.

Smiley face

Замена колодок, как и дисков, делается на двух колесах одновременно, и зачастую производители продают колодки полным комплектом, сразу 4 штуки. Одновременно с этим проводятся профилактические работы: оценка износа тормозного диска, очистка и нанесение свежей смазки на направляющие суппортов, проверка тормозной системы, замена тормозной жидкости (при необходимости).

 

Неполадки тормозных колодок

Помимо износа, основная проблема колодок – шум во время работы (скрип или писк), который часто беспокоит водителей. Причин шумной работы колодок есть несколько, и далеко не всегда требуется экстренная замена тормозных элементов:
- Износ до металлической основы или до срабатывания механического датчика (пискуна).
- Заедание направляющих или поршня суппорта из-за недостатка смазки. Из-за заклинивших суппортов колодки не только скрипят, но еще и быстро изнашиваются.
- Скрип новых колодок может возникать в период «притирки» и исчезает после истирания притирочного слоя.
- Образование выступающего края (буртика) на тормозном диске, который вызывает шум при торможении.
Для снижения шума во время работы колодки не только содержат специальный слой в своем составе, но и делаются со скосами и проточками на рабочей поверхности: они помогают колодке легче входить в контакт с поверхностью диска и отводят влагу и пыль с контактной поверхности.

Smiley face

Еще одна проблема – изначально низкое качество изготовления. При покупке колодок неизвестного производителя можно легко попасть на товар, не соответствующий требованиям безопасности и вообще каким-либо стандартам.

 

Колодки – компонент тормозной пары, влияющий на поведение автомобиля на дороге. Даже при очень легкомысленном отношении к другим функциям своей машины, нужно тщательно следить за состоянием тормозов: их неисправность рано или поздно приводит к финансовым затратам (в лучшем случае), а в самых крайних ситуациях может угрожать жизни и здоровью людей. Помните: на тормозах лучше не экономить!